Главная » ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ » Нормы пожарной безопасности » Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
НПБ 188-2000
Дата введения в действие 1 июня 2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).
Внесены и подготовлены к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых, А.И. Жук).
Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 13 июня 2000 г. № 31.
Вводятся впервые.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее – АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.
II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
5.2. Вылет (В)* – расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).
____________
* См. справочное приложение 2.
5.3. Время маневра – промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность – масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости – отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости – отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура – расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси – шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса – масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы – разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой – разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ – зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод – система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов – устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы – угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность – способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении – способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) – устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона – угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления – пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька – устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) – устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание – устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр – одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы – устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара – устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры – устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) – расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания – испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания – испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля – устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
IV. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОЛЕСТНИЦ
6. Исполнения автолестниц в зависимости от вида дополнительного навесного оборудования должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Исполнение |
Вид дополнительного навесного оборудования |
1 |
(рисунок 3.1)* |
Автолестница без дополнительного навесного оборудования |
2 |
(рисунок 3.2)* |
Автолестница, оборудованная люлькой на вершине стрелы (съемной или стационарной) |
3 |
(рисунок 3.3)* |
Автолестница, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице |
4 |
(рисунок 3.4)* |
Автолестница, оборудованная люлькой на вершине (съемной или стационарной) и лифтом, движущимся по лестнице |
__________
* См. справочное приложение 3.
6.1. Основные параметры автолестниц приведены в таблице 2.
Таблица 2
№ |
Наименование параметра |
Значения параметра в зависимости от исполнения |
п/п |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2, 3, 4 |
2, 3, 4 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Максимальная рабочая высота подъема (стрела полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м |
10...13 |
16...19 |
22...25 |
28...31 |
37...40 |
49...52 |
2 |
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кг, не менее |
160 |
160 |
260 |
160 |
260 |
160 |
300 |
300 |
300 |
3 |
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее |
0,5 |
0,7 |
1 |
0,7 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее |
160 |
160 |
160 |
160 |
220 |
280 |
5 |
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее |
300 |
320 |
480 |
400 |
560 |
560 |
640 |
640 |
720 |
6 |
Грузоподъемность люльки и/или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее |
- |
- 180 |
- 180 |
- 200 |
200 |
200 |
7 |
Минимальный угол подъема стрелы, при котором возможен ее поворот на 360°, град, не более |
10 |
8 |
Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее |
360 |
9 |
Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания, м, не менее: |
|||||||||
с максимальной нагрузкой на вершине |
6 |
10 |
12 |
12 |
14 |
16 |
18 |
18 |
18 |
без нагрузки на вершине |
10 |
14 |
18 |
20 |
20 |
20 |
10 |
Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м |
1/2 максимальной ширины опорного контура плюс: |
4 ±1 |
4 ±1 |
4 ±1 |
5±1 |
5±1 |
5±1 |
11 |
Максимальная ширина опорного контура, м, не более |
3,0 |
3,2 |
3,2 |
3,5 |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
12 |
Время установки на выносные опоры, с, не более |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
13 |
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более: |
||||||
13.1 |
при подъеме от минимального угла до максимального |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
13.2 |
опускании от максимального угла до минимального |