Главная » ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ » Нормы пожарной безопасности » Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний и т.д.



Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний и т.д.

НПБ 192-2000

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
FIRE ENGINEERING.
COMMUNICATION AND LIGHTING TRUCK.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS

НПБ 192-2000

Дата введения 01.12.2000 г.

Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Г. Грущинский, С.П. Ерохин, Ю.Г. Улогов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС МВД России) (М.И. Кондауров).

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. № 51.

Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениями

2.1. Автомобиль связи и освещения (далее - АСО) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования.

АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

2.2. Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля, независимостью от технологии его изготовления и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

2.3. Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

2.4. Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

2.5. Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

2.6. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатное место выхода.

2.7. Электросиловая установка (далее - ЭСУ) - совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

2.8. Основной источник питания - это электроагрегат, в котором электрическая энергия производится с помощью двигателя внутреннего сгорания.

2.9. Внешний источник питания - это дополнительный источник питания с характеристиками по частоте и напряжению, аналогичными основному источнику питания.

2.10. Изолированная нейтраль - нейтраль генератора или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление.

2.11. Защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое выключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током.

2.12. Электромагнитная совместимость - это способность радиоэлектронных средств (далее - РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них помех.

2.13. Помехозащищенность - способность РЭС противостоять мешающему действию определенных помех.

2.14. Индустриальная помеха - помеха, создаваемая электрическими машинами, приборами или другими электроустройствами.

2.15. Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного автомобиля связи и освещения, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств связи и освещения и пожарно-технического вооружения (ПТВ).

2.16. Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АСО и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

2.17. Стационарная радиостанция - это радиостанция, предназначенная для работы на стационарных объектах связи.

2.18. Возимая радиостанция - это радиостанция, предназначенная для установки на подвижных объектах и обеспечения связи во время движения и во время остановок.

2.19. Носимая радиостанция - это радиостанция, имеющая собственный источник питания и приспособленная для работы при переноске.

2.20. Портативная радиостанция - носимая радиостанция массой не более 1 кг.

2.21. Симплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны попеременно в каждом из двух направлений на одной или двух различных частотах при автоматическом или ручном переключении режимов прием - передача.

2.22. Дуплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны одновременно в обоих направлениях на двух различных частотах.

2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру:

АСО

XX

(ХХХХ)

мод.

ХХА

XX-

X

Тип СПА - АСО

Главный параметр АСО

Индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности

Обозначение модели АСО в системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и т. д.)

Две прописные буквы, указывающие название населенного пункта предприятия-изготовителя

Обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ)

3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт).

3.3. Примеры условных обозначений.

Пример 1: АСО-12(66)-90Б XX.

Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 12 кВт, на шасси ГАЗ-66, модели 90-Б, XX.

Пример 2: АСО-20(3205) XXX ЮСЯИ240 ТУ.

Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1.

4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Главный параметр

Значение

Номинальная мощность источника питания, кВт

6; 8; 16; 20; 30; 60

4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.4. ОСНОВНЫЕ параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Обозначение показателя

Наименование характеризуемого свойстве

Полная масса, кг

Мп

Материалоемкость

Мощность двигателя шасси, кВт (л.с.)

Тягово-скоростные возможности

Мощность основного источника питания, кВт

Nг

Энерговооруженность

Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции, заземления

-

Электробезопасность

Число мест боевого расчета (включая место водителя)

Пбр

Возможность организации оперативного штаба пожаротушения

Количество стационарных радиостанций, шт.

nс.р.с.

Обеспеченность каналами оперативной связи

Выходная мощность передатчика, Вт

Nc.p.c

То же

Дальность связи с однотипными радиостанциями, км

Sc.p.c.

То же

Количество носимых радиостанций, шт.

nн.р.с.

То же

Выходная мощность, Вт

Nн.p.c.

То же

Дальность связи, км

Sн.p.c.

То же

Мощность громкоговорящей установки, Вт

Nr.г.у.

Звукофикация боевых участков

Мощность стационарного громкоговорителя, Вт

Nг.г.c.

То же

Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт

Nг.г.в.

То же

Количество стационарных прожекторов, шт.

nп.с.

Уровень освещенности

Количество переносных прожекторов, шт.

nп.п.

То же

Мощность прожектора, кВт

Nп.p.

То же

Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м

Нм

Тактические возможности

Тип привода мачты

-

Уровень механизации

Способ ориентации прожекторов на мачте

-

То же

Угол поворота прожекторов на мачте:

а) в горизонтальной плоскости, град

aг

Тактические

б) в вертикальной плоскости, град

aв

возможности

Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт.

nт.м.б.

Уровень телефонизации

Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт.

nт.ц.6.

Уровень телефонизации

Наличие средств вычислительной техники

-

Уровень оперативности

Электромагнитная совместимость

-

Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке

Помехозащищенность

-

Совершенство конструкции

Коэффициент поперечной устойчивости

Ку.с.

Устойчивость

Дорожный просвет, мм

a

Проходимость

Угол свеса, град:

передний

aп

То же

задний

aз

Наименьший радиус поворота автомобиля, м

г

То же

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.1. Число мест для боевого расчета АСО, включая водителя, - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель.

5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличатьс